I. Расстройства
фонационного оформления высказывания.
Дислалия — нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата.
Функциональные
дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы
произношения, механические — в любом возрасте вследствие
повреждения периферического речевого аппарата.
Причины
функциональной дислалии:
-общая
физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
-недостаточная
степень развития фонематического слуха;
-неблагоприятные
речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
-двуязычие
в семье.
Причины
механической дислалии:
-недостатки
строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в
строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка);
-
патологические изменения величины и формы языка;
-
неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
Нарушения
звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:
-отсутствием звука: ампа (лампа), акета
(ракета);
-звук произносится искажённо, т.е.
заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка:
например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;
-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции
(л → у).
Дисфония (афония) — отсутствие
или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового
аппарата.
Проявляется
либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра
голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными
расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической
локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.
Брадилалия — патологически замедленный
темп речи.
Проявляется
в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально
обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном
темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Проявляется
в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально
обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе
речь патологически тороплива, стремительна, напориста.
Заикание — нарушение темпо-ритмической
организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Симптоматика заикания характеризуется
физиологическими и психологическими симптомами.
Физиологические
симптомы:
-судороги,
которые классифицируются по форме и локализации;
-
нарушение мелодико-интонационной стороны речи;
-наличие
непроизвольных движений тела, лица;
-
нарушение речевой и общей моторики.
Психологические
симптомы:
-наличие
логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных
слов, звуков);
-наличием
защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий,
слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;
-различной
степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).
Ринолалия—нарушение тембра голоса и
звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого
аппарата.
Ринолалия закрытая — расстройство
звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной
является органические изменения в носовой или носоглоточной области или
функциональные расстройства носоглоточного затвора.
Ринолалия
открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное
произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении
звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.
Дизартрия — нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
Ведущим
дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической
стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической
нервной систем.
II. Нарушения
структурно-семантического оформления высказывания.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном
слухе и первично сохранном интеллекте.
Причиной
алалии является повреждение речевых областей больших полушарий
головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные
ребенком в доречевой период жизни.
Моторная
алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей
коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении
экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем
формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов
(нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического
строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом
состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени
выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности,
расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями
интеллектуального развития.
Сенсорная
алалия возникает при поражении височной области левого полушария
(центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при
сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и
грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков.
Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне
ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не
прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно
реагировать на отвлеченные шумы; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр
речи и интонации не изменены.
Афазия — полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в
результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того,
как речь была сформирована.
Различают
шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии,
возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая
афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных
отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая
афазия, возникающие при повреждении премоторных и заднелобных отделов коры
головного мозга (слева у правшей).
Дислексия — частичное
специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется
в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги
и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы
слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - это нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные
проявления, характеризующие это состояние:
-недифференцированное
произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может
служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например,
мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка»
вместо сумка, чашка, шапка);
-замена
одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие
меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для
произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода
речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф —
вместо звука ш;
-смешение
звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда
звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки
правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим
признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в
речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо
Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие
речи (ОНР) — различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,
грамматики).
Несмотря на различную природу дефектов, у
детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:
-значительно
позднее появление речи;
-ограниченный
словарный запас;
-грубые
нарушения грамматического строя;
-выраженные
недостатки звукопроизношения;
-речь
детей с ОНР малопонятна.
Выделяют
три уровня ОНР.
Первый
уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые
дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями,
сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова
ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.
Второй
уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются
хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в
самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4
слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются
аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается
пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами
существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от
возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Третий
уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное
продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные
пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий