Консультации для родителей

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ

Несколько советов и рекомендаций родителям:

  • Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребёнка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Обстановка должна быть спокойной, ребёнка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребёнка
  • В случае затруднений помогайте ребёнку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребёнка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  •  В повседневном общении говорите как можно правильнее и чётче
  • Не повторяйте за ребёнком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребёнку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребёнка за любые, даже самые незначительные успехи

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.


«Формирование связной речи при составлении рассказов»


    Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы дефектолога, воспитателей, родителей и ребёнка.

    При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картиноккроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

 - Расстановка картинок в логической, временной последовательности;

- Восстановление специально пропущенного звена;

- Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

    Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета.  

    Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объёма знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

    Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

Ø Придумывание конца или начала готового рассказа;

Ø Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;

Ø По опорным словам, по опорным схемам;

Ø На тему.

     Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.   

      Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.

 

В нашей работе главное – не опоздать!

 

В этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).

У ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег). Ребенок все чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты.  

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.

 При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм.  Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после изображенного.

 У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще  звуков [л] и [р]), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения (звОнит, вместо звонИт), неправильное использование интонационных средств выразительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дошкольники с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

  Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 


Речевая готовность ребёнка к обучению в школе

     Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

     Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

    Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

    Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

- умение правильно произносить все звуки речи;

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

  3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

    Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.  Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан»,      

4. Функции языкового анализа и синтеза.

    Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

  Звуковой анализ и синтез

    Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

- Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?»  

- Выделение звука из начала и конца слова:  «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»?  

- Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

- Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

- Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

- Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и синтез

       Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности. При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и синтез

  Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

     В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует.  

   При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.  Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

- Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

- употреблять слова с обобщающим значением;

- подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

- подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

- подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

- подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

- подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

- понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

- использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

- понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

- подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

 6. Грамматический строй речи.

   Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

     Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

- Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

- согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

- согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

- понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

- образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

- образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

- образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

- образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

- уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

 7. Связная речь.

    Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.  

Детям нужно уметь:

- свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности; - составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- включать элементы творчества в рассказы.

 

      Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

 





























Развитие навыка слогового анализа и синтеза
         Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа.  
    Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.

 1. РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМИКАМ  

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
·                     Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).
·                     Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).
·                     Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.
·                     Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)
·                     Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)
·                     Как мы проверим, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
  
2. РАССТАВЬ ПРЕДМЕТЫ НА СВОИ МЕСТА 






Логопед предлагает детям расставить предметы по шкафам. В шкафу с одним отделением должны находиться слова, в которых один слог, в шкафу, котором два отделения слова, в которых два слога, с тремя – три слога.

В конце задания учащимся также предлагается придумать какие еще предметы можно поместить на полки шкафов.

3. ПОДУМАЙ И РАЗРЕЖЬ  
Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку по три разных предметных картинки и предлагает разрезать ее на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки.

 4. СОБЕРИ СЛОВА  
1 вариант игры. Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов.  
2 вариант игры.
  


   
 5.   СЛОВА (игра направлена на развитие навыка слогового анализа слов)
Логопед выставляет на доску изображение.
  Сравни слова по количеству звуков, слогов и месту ударения. Впиши слова в схемы, чтобы равенства были верными:

а) найди пары слов с одинаковым местом ударения;
б) найди пары слов с одинаковым количеством звуков. 




Упражнения, направленные на формирование навыка чтения

1. Чтение наоборот по словам («на небе солнце – солнце небе на»).
Цель: изменение стереотипа чтения, развития тонких движений глаз.

2. Чтение наоборот побуквенно («картина - анитрак»).
Цель: повышение концентрации внимания, развитие способности побуквенного анализа, формирование произвольной регуляции.

3. Комбинирование прямого и обратного чтения.

4. Чтение второй половины каждого слова (если чтение носит угадывающий характер).
Цель: формирование навыка языкового анализа, акцент на вторую половину.
При чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть.  
5. Чтение зашумлённых слов.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса.
Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Чтение наложенных слов.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса.
Слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

7. Чтение с закрытой нижней половиной строки.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса, мнезиса.
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

8. Чтение с закрытой верхней половиной строки.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса, мнезиса.
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
9. Поиск в тексте заданных слов.
Цель: формирование целостного образа слова, развития словесной памяти.

10.  Чтение перевёрнутого текста под разным углом (голова ребёнка всё время находиться прямо).
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса, развитие пространственных представлений.
Держите книгу на расстоянии 35 см от глаз и читайте ее снизу (на самом деле это будет "верхом") справа налево, каждое слово отдельно и длинные слова по слогам.

11. Чтение деформированного текста, расположенного по спирали, под наклоном и т.д.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса, развитие пространственных представлений.

12.  Чтение разрезанного текста (разрезан по вертикали на две равные половины, и они сдвинуты друг относительно друга на две или три строки).
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие мышления.

13.  Чтение текста с окошком (используется при угадывающем или регрессирующем чтении).
Цель: ограничение поля зрения.

14.  Восполнение пропуска букв в словах.
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;
2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

15. Чтение со «спрятанными» окончаниями.
Цель: развитие грамматического строя речи.

16.  Поиск в тексте конкретной буквы с последующим её выделением.
Цель: развитие переключения зрительного внимания, развитие зрительного гнозиса, закрепление зрительного образа буквы.
17.  Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
Цель: концентрация зрительного внимания, развитие мышления.



Развитие фонематического слуха

          Родители младших школьников нередко удивляются: «Почему ребёнок  знает все правила, а пишет с ошибками». Это говорит о том, что у ребёнка не сформирован фонематический  слух, то есть способность  к восприятию  звуковой речи, умения распознавать последовательность звуков в слове, отличать близкие по звучанию фонемы.
          Как развивать фонематический слух у дошкольников? Помогают в этом специальные игры. 
      Формирование фонематического  слуха проводится по этапам:

1.     Различение неречевых звуков. На данном этапе можно использовать следующие игры:

     1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

     2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

     3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, дудочка,  колокольчик, гитара,ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и педагог снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

  

2.            Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
1. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
2. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.


3.    Различение слов, близких по своему звуковому составу.  

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

    1. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

   2. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.  Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
3. Игра «Найди пару»

Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: мяч, сетка, ветка, мишка, дом. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

                          




4.  Дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

        1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

        2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

       3.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.


5.   Дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
    1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем взрослый попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
  





Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

      2. Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
     3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

6.   Развитие навыков элементарного звукового анализа.

  Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.
      1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
      2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
      3.Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.
     4. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку:
 Б – синюю, И – красную и др.
      5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
     6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
     7. Игра «Составь слово»
Ход игры:
1 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
2 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.


  




Комментариев нет:

Отправить комментарий