ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Профилактические и корректирующие
программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей
каждого отдельного случая. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает
систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка
письма, проводит работу над развитием речи и её связности. Также даются задания
на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется
пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и
память. Все это приводит к развитию навыка письма.
Если родитель решил принимать непосредственное
участие в профилактике и коррекции дисграфии у своего ребенка, то ему лучше
использовать игровую деятельность.
Младшим школьникам полезно давать
задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет
зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое
восприятие звуков.
Полезно играть со своим ребёнком
в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных
инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки,
карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют
дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются
дополнительные сигналы.
На самом деле вариантов профилактики и
проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном
порядке должны обсуждаться с логопедом. Занятия должны быть систематическими,
но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и
заниматься любимыми делами.
Зачем учителю способствовать развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста?
При некоторых нарушениях развития у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи и мышления.
Педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, правильным, каллиграфическим письмом нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
2. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
4. Пальчиковая гимнастика. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. (Особенно важно проводить пальчиковую гимнастику во время проведения письменных уроков,ведь руки ребёнка быстро устают, если он много пишет).
5. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
7. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук. Поэтому в младшем школьном возрасте нужно способствовать тому, чтобы ребёнок увлекался раскрашиванием или рисованием.
8. Игра "Повтори движение". Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Уважаемые педагоги, способствуя развитию мелкой моторики, вы способствуете выработке красивого и ровного почерка у учащегося, что облегчит Ваш труд по проверке тетрадей.
Дети с особенностями
психофизического развития – дети особенные. И подход в работе с такими детьми
должен отличаться от принятого вами для работы с остальными детьми. Такие дети
более медлительные, им тяжело даётся усвоение новой информации. Даже тон
общения должен быть более мягким. В противном случае, дети с ОПФР замкнуться и
откажутся работать на уроке. Вот несколько рекомендаций, для того чтобы процесс
усвоения учебной информации был для обучающихся более успешным:
·
Избегать состязаний и каких-либо видов работ,
учитывающих скорость.
·
Не сравнивать ребенка с остальными детьми.
·
Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать его таким,
какой он есть.
·
Чаще использовать упражнения на релаксацию.
·
Способность повышения самооценки ребенка, чаще хвалить его,
но так, чтобы он знал, за что.
·
Чаще обращаться к ребенку по имени.
·
Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем
примером ребенку.
·
Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Если ребенку с
трудом дается какой-либо учебный материал, лучше лишний раз помочь ему и
оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забывать
похвалить.
·
Быть последовательными в процессе объяснения учебного
материала.
·
Не запрещать без всяких причин того, что разрешали
раньше.
·
Стараться делать ребенку меньше замечаний, особенно в
присутствии остальных детей.
·
Использовать критику лишь в крайних случаях и без присутствия
других учащихся.
·
Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых
взрослых людей. Например, родителей.
·
Помочь ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не
чувствовать себя ущемленным.
Работа с «дисграфиками» в необычной манере
ус + дог =
|
д
|
г
|
зал + овод =
|
в
|
з
|
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения предлагают буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.
детям до трех лет – «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;
детям старше трех лет:
- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной рук.
- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся.
- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу.
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
- «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.
- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
- катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
- сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
- открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
- завязывать и развязывать шнурки;
- раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
- учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
- «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –
это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо-гребешок.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходи
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?
Скучно мне одному!»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх!
Зайчик скачет выше всех!
Комментариев нет:
Отправить комментарий