Консультации для педагогов

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Профилактические и корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и её связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

   Если   родитель решил принимать непосредственное участие в профилактике и коррекции дисграфии у своего ребенка, то ему лучше использовать игровую деятельность.

    Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

    Полезно играть со своим ребёнком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

  На самом деле вариантов профилактики и проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами.

 

Зачем учителю способствовать развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста?

 При некоторых нарушениях развития у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи и мышления.

   Педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, правильным, каллиграфическим письмом нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.  

   Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. 

1.     Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.   

2.     Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

3.     Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

4.     Пальчиковая гимнастика. Исходное положение - сидя на коленях и на     пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой     палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками     делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу,   начиная от второго к пятому и обратно. (Особенно важно проводить     пальчиковую гимнастику во время проведения письменных уроков,ведь руки ребёнка быстро устают, если он много пишет).

5.     "Резиночка".  Для этого упражнения можно использовать резинку для  волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 

6.     Перекатывание карандаша  между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 

7.   Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.    Поэтому в младшем школьном возрасте нужно способствовать тому,    чтобы ребёнок увлекался раскрашиванием или рисованием.

     8. Игра "Повтори движение".    Взрослый, садясь напротив       ребенка, делает пальцами своей руки     какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то     выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же     положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив.   Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

   9. Игры - шнуровки Марии Монтессори:  

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности.  

 В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. 

  Уважаемые педагоги, способствуя развитию мелкой моторики, вы способствуете выработке красивого и ровного почерка у учащегося, что облегчит Ваш труд по проверке тетрадей.






Советы дефектолога

Дети с особенностями психофизического развития – дети особенные. И подход в работе с такими детьми должен отличаться от принятого вами для работы с остальными детьми. Такие дети более медлительные, им тяжело даётся усвоение новой информации. Даже тон общения должен быть более мягким. В противном случае, дети с ОПФР замкнуться и откажутся работать на уроке. Вот несколько рекомендаций, для того чтобы процесс усвоения учебной информации был для обучающихся более успешным:



 

·        Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

·        Не сравнивать ребенка с остальными детьми.

·        Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать его таким, какой он есть.

·          Чаще использовать упражнения на релаксацию.

·          Способность повышения самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

·          Чаще обращаться к ребенку по имени.

·          Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

·         Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный материал, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забывать похвалить.

·          Быть последовательными в процессе объяснения учебного материала.

·        Не запрещать без всяких причин того, что разрешали раньше.

·        Стараться делать ребенку меньше замечаний, особенно в присутствии остальных детей.

·          Использовать критику  лишь в крайних случаях и без присутствия других учащихся.

·         Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых взрослых людей. Например, родителей.

·          Помочь ему найти дело по душе, где он  мог бы проявить свои способности и не чувствовать себя ущемленным.

 


у младших школьников
Широко используются письменные упражнения:
1.     Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
Дрова рубят топор... .   Сахар кладут в сахар... .   Поезд    ...ъехал   к станции.
2. Закончить предложения, изменяя слово вода.
- Девочка загорает у ….
- Мальчик выходит из ….
- Кораблик плавает у ….
- Чайка летит над ….

3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
Например: стул - два..., пять...; карандаш - два..., пять...; барабан - два..., пять....
 4. Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.
Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе
Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.
Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.
Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.

5. Соединить линиями слова, подходящие по смыслу.

Новый                            шапка                     Стоял                 береза
Новое                             шарф                      Стояло                лыжи
Новые                            платье                    Стояли                 кресло
Новая                            туфли                     Стояла                  стол
 6. Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.
Мяч из резины - резиновый мяч.
Кораблик из бумаги - бумажный кораблик.
Запах ели - …
Шарф из шерсти - …
Вкус меда - …
Двор школы - …
10. К названию предмета дописать название его цвета.
 7. Дописать приставки в словах предложения:
Машина  ...ъехала в гараж. Дети  ...ъехали с горки. Грузовик   ...ехал через мост. Мальчик    ...шел к забору. Девочка    ...шла с крыльца.
8. а) К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:
Дом -... (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба -... (меховая), платье -... (шелковое).
 9. От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.
Лента (длина) - длинная лента
Погода (весна) - …
Утро (рано) - …
Ночь (осень) - …
Книга (интерес) - …
Дорога (даль) - …

10. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.
Опадать, деревья, осень, с, листья.
11. Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
  
Девочка сорвала.
12. Закончить предложение, подобрав нужное слово.
На озере плавали белые....    Мальчик получил хорошую....
13. Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания:
Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.
  14. Изменить словосочетание, данное в скобках.
Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).
Волк живет в (густой лес).

 15. Выделить и записать общую часть родственных слов.
 Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.
 16. «Кто в каком домике живёт?».


 В каждом домике «живёт» один суффикс; «подселите» к нему такие слова, от которых можно образовать новые слова с этим суффиксом.





Запись словосочетаний, предложений, текста.


 Работа с «дисграфиками»  в необычной манере


           Проблема нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных для школьного обучения.  Несформированность фонематического восприятия, а так же связанного с ним анализа и синтеза слов приводит к появлению спецефических ошибок на письме. Нередко дисграфия сочетается с дислексией – нарушением процесса чтения.
           Использование  системы развивающих, творческих заданий развивает   мышление детей, речь, воображение и память.

ИГРЫ В ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ДИСГРАФИЕЙ
  "Я работаю корректором"
            Для упражнения с таким необычным названием нужна скучная книжка, технический журнал, сложная литература, которую ученик точно не захочет читать. Главное – крупные буквы, удобный шрифт. Задача – найти в тексте определённую букву, например, «о», зачеркнуть её. Ориентируйтесь на буквы, которые ребёнок путает, не может правильно написать. Во время поиска ученик чётко запомнит, как выглядят буквы «а», «у». Первый этап пройден? Пора усложнить задачу. Ребёнок должен найти в тексте две буквы, желательно, похожие по написанию, например, «л»/«м», «ж»/«х». Часто дети пишут не в ту сторону «хвостик» у буквы «б». Нужные примеры легко найти, проанализировав ошибки в написании диктантов младшего школьника. Важно! Во время упражнения следите, чтобы учение не читал, а искал знакомый облик выбранной буквы.  

  "Найди пропущенную букву"
            Понадобится исходный текст, в котором всё на своих местах. Для работы нужен тот же материал, но некоторые буквы отсутствуют. Задача ученика – заполнить пропуски.  
Образец: На л*гу р*ст*т крас*в*е цв*ты. Д*т* р*д*ю*с* в*сн* и *ол*ц*.
Подсказка: На лугу растут красивые цветы. Дети радуются весне и солнцу.  
                      
   "Спрятанные слова"
         Найдите в словах другие слова
укол (кол)                      кролики    (ролики)
крот (рот)                      бабочка   (бочка)

    "Составь новые слова"
1.     На каждую  букву слова цветок  назови новые слова
 Ц- цапля
 В-воробей
 Е-енот
 Т-танк
 О-окунь
 К-крот

2.Из каждого слова возьми только первые слоги и запиши полученное слово
Колесо,  роза, василёк (корова)

3.Из каждого слова выпиши ударный слог
Молоко, лошадь, клубок (колобок)

           
"Рифмочки"
    Прочитайте слова в первом и во втором столбиках. Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, что бы получилась рифма.

Бабочка                                            боровик
Конфета                                           тапочка
Снеговик                                          ракета   

 "Из двух слов новое слово"
       Переставляя буквы, составьте третье слово
ус + дог =
д



г
                  
зал + овод =
в





з


  " Букву меняем – слово получаем"
     В каждом слове замените одну букву на другую так, чтобы получились слова,
- относящиеся к теме «Птицы»:
сыр, лист, великан, чашка;
- относящиеся к теме «Зоопарк»:
корж, бидон, слой, удар.

   "Наведём порядок"
        Вычеркните лишние буквы так, чтобы получились слова.
Одежда: пасульто, шудятба, брюнеки, коспотюм, рубашлока.

   "Хитрые примеры"                                        
    Подставьте  вместо вопросительных знаков названия чисел так, чтобы получились имена существительные.
  
  Кар?дж
  По?л
  ?тон
   
   "Логопедическая арифметика"                             
Внимательно выполняя каждое  арифметическое действие, запишите ответ – новое слово
   Рыбак  – к =
   Косарь – рь =
  Лава + н + да =
  Сосна – на + ка =

  "Логопедические примеры"
  Переставляя буквы в словах, составьте новые слова
 ФРУКТЫ     «На-на» + б
                        Гном + а
  ДЕРЕВЬЯ    сон + на
                       Зебра + ё

    "Буква спряталась"
 Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения  предлагают  буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.
               
"Зашумленные буквы"
 Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

"Шифровальщики"
      При оптической дисграфии, когда ребёнок не усвоил прописные буквы п – т, можно предложить зашифровать слоги, слова с помощью цифр: буква П имеет две ножки – заменим на цифру 2, буква Т имеет 3 ножки заменим её на цифру 3.
2а-3а           па-та
2у-3у-3у     пу-ту-ту


          ИГРЫ В ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ДИСЛЕКСИЕЙ
          1. Чтение наоборот по словам («на небе солнце – солнце небе на»).
         2. Чтение наоборот побуквенно («картина - анитрак»).
         3. Комбинирование прямого и обратного чтения.
         4. Чтение второй половины каждого слова (если чтение носит угадывающий характер).
         5. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. 
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
       6. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар.
                 


Речь на кончиках пальцев
            Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.  
         По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:
детям до трех лет – «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;
детям старше трех лет:
- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной рук.
- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся.
- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу.
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
- «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
           После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка.
Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.
На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.
         Начинать тренировать пальчики рекомендуется уже в 6 – 7 месяцев, но и более позднем возрасте пальчиковая гимнастика будет очень полезной и эффективной.
Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:
1. Массаж кистей рук и пальцев.
- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями
2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
3. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше.
- катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
- сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
- открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
- завязывать и развязывать шнурки;
- раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
- учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;
4. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).
- «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
 -«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
- «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
- «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
5. Выполнение фигурок их пальцев (с 3 – 4 лет и старше).
- «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижиты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
- «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки.
- «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.
- «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
- «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный - прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!

- «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –
это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо-гребешок.

6. Динамические упражнения для пальцев рук.
- «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
- «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходи
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
- «Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)
- «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?
Скучно мне одному!»
- «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх!
Зайчик скачет выше всех!
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий